«Практика интегральной жизни», авторы Кен Уилбер, Терри Паттен, Адам Леонард и Марко Морелли

Практика интегральной жизни

Купить в магазине айпрактика

Читать в Букмейте

«Практика интегральной жизни» в Литресе

«Практика интегральной жизни» в Озоне

«Практика интегральной жизни» в Гугл-плее

Люди, при поддержке которых вышла книга. Каждому отдельное спасибо
 
Ольга Баранова, Максим Беринг, Ирина Берсенева, Денис Бондарцов, Евгений Булгаков, Александр Власенков, Михаил Волков, Маким Глущенко, Максим Голубь, Артём Гуменный, Николай Игнатов, Ленера Карпова, Фёдор Красильников, Георгий Культиков, Олег Линецкий, Нелея Мариевская, Ольга Моисеева, Максим Носов, Юрий Мясоедов, Сергей Педан, Григорий Петров, Илья Пехов, Александр Попов, Алексей Сафронов, Ольга Свиридова, Эльвира Сичевая, Александр Смоловой, Максим Тимофеев, Наталья Токарева, Елена Успенская, Сергей Черепанов, Юлия Якубова

Рабочая группа


Перевод


Редактор


Научный редактор


Выпускающий редактор, издатель

Ирина Москаленко
Корректор

Екатерина Драпкина
Помощник корректора


Техническое сопровождение, вёрстка

Предисловие к русскому изданию

Мы рады видеть, что «Практика интегральной жизни» приходит в русскоязычное пространство.

Мы живём в «лучшие и худшие из времён». С одной стороны, это необычайно вдохновляющий период, когда мир объединяется так, как никогда ранее, а сознание быстро эволюционирует. Способность людей удерживать и задействовать большее число перспектив уже начинает трансформировать глобальную культуру. С другой стороны, новости каждый день напоминают нам о горьких последствиях узких, нездоровых и расколотых мировоззрений. Очевидно, что наш мир кричит о необходимости сострадательного, духовно пробуждённого, интегрального лидерства.

Русский является одним из самых важных в мире языков. Он широко распространён (на нём говорят 150–200 млн. человек), и всё же его значимость даже ещё выше, чем то, на что указывают эти цифры. Это язык культуры, которая издавна была глобальным лидером в сфере научных исследований и технологических инноваций, не говоря уже о том, что он является важным хранителем эзотерических практик православного христианства. Теперь же мы живём в то время, когда уникальные сокровища этого наследия готовы выразить себя в ренессансе русской духовности, который, в свою очередь, окажет информирующее влияние на более масштабные эволюционные потоки, омывающие свежестью волн мудрости и сострадания наши глобальные берега.

Но, для того чтобы возникла данная новая культура практики, сначала должно присутствовать общее понимание. Вот почему столь важны переводы. Чтобы принести в Тибет буддизм, ранние тибетские мастера перевели основной канон текстов махаяны и тантрического буддизма на свой язык. Мы рады видеть, что ряд важных интегральных текстов уже издаётся в русском переводе.

Одна из ключевых предпосылок интегральной философии состоит в том, что она задействует самого философа. Каждый подлинный интегральный исследователь является интегральным исследователем-практиком. Так что публикация настоящей книги на русском языке имеет особое значение.

Добро пожаловать в «Практику интегральной жизни»! На страницах данной книги вы найдёте руководство по встрече со всей жизнью как практикой — всеобъемлющий подход, который охватывает возможности для пробуждения, осуществления выбора, развития и осмысленного служения, присутствующие в каждом мгновении наших жизней.

Кен Уилбер Терри Паттен Адам Леонард Марко Морелли

Кен, Терри, Адам и Марко
Осень 2013

Отрывок «Принципы практики»

Никаких скороспелых решений

Одной из причин, почему мы называем нашу практику «практикой интегральной жизни», является отсутствие в ней быстрых решений. Если бы мы таковые нашли, мы бы их вам порекомендовали. Одним из тяжело доставшихся уроков половины прошедшего столетия и движения за человеческий потенциал было то, что результаты двухдневных семинаров быстро сходят на нет! То же верно и для недельных, и для месячных интенсивов. Устойчивая трансформация может произойти лишь в результате продолжительной, преданной ежедневной практики.

Самый быстрый и короткий путь к длительным изменениям — это стиль жизни, основанный на чём-то вроде ПИЖ, включающей по крайней мере четыре основных модуля. Хотя кажется, что это может занять много времени (а ведь иногда даже минуту найти бывает очень сложно!), эти усилия воздаются сторицей, раскрывая наши возможности, высвобождая внимание и энергию, повышая эффективность и удовольствие, получаемое от жизни. Мы обнаружили, что у нас нет времени не практиковать ПИЖ!

Интегральная перекрёстная тренировка

Обычная перекрёстная тренировка — плоская. Вы немного занимаетесь аэробикой, немного — поднятием тяжестей, и ещё, возможно, йогой, но все это лишь на физическом уровне. Что если мы применим принцип перекрётсной тренировки — а именно, что достижения в одной области ускоряют достижения в других — ко всем уровням и измерениям нашей жизни? Вот в чём здесь смысл. Предварительные исследования свидетельствуют, что, к примеру, медитирующий, занимающийся одновременно поднятием тяжестей, достигает большего успеха в медитации, и, наоборот, культурист, практикующий медитацию, быстрее прогрессирует в своём виде спорта. Мы можем назвать это явление интегральной синергией перекрёстной тренировки. Четыре основных модуля одновременно активируют несколько мощных синергий между телом и умом, духом и телом, тенью (бессознательным) и духом. Дополнительные модули ещё больше усиливают этот эффект.

Хотя кажется, что та или иная практика сосредоточивает своё основное внимание на определённом модуле, существует эффект расходящихся кругов: практика одного модуля в одной из областей вашей жизни увеличивает эффективность всех остальных модулей во всех остальных областях! Вот в чём сила перекрёстной тренировки. Например, теневой модуль в первую очередь работает с внутренними, психологическими процессами. Но подумайте, как много других аспектов вашей жизни оказываются под влиянием тени. Осознавая и присваивая (owning) свой теневой материал вы станете более близким и честным в отношениях, высвободите подавленную энергию своего тела, добавите ясности и эффективности вашей работе, повысите вашу способность к искреннему и этичному поведению и, возможно, даже поправите своё финансовое положение (если, к примеру, у вас есть какие-то неразрешённые бессознательные страхи относительно денег и власти, и вы сможете взглянуть на эти страхи и превзойти их).

Пост-метафизический подход

ПИЖ применяет пост-метафизический подход. Здесь немного больше теории — но это важно. «Пост-метафизический» означает, что не существует данного сознанию взгляда на реальность. Каждая перспектива должна действовать. Другими словами, вы должны что-то сделать, чтобы это увидеть. Вы должны выглянуть в окно, чтобы понять, что идёт дождь. Вам нужен микроскоп, чтобы наблюдать за амёбой. Вам необходимо медитировать, чтобы понять, о чём на самом деле толкуют все эти мастера дзен.

Старомодная метафизика предполагает что реальность — это нечто данное сознанию, не зависимое (unmediated) от контекстов, действий или восприятия индивида. Пост-метафизический, интегральный подход заявляет, что вам необходимо практиковать интегральную практику, чтобы ощутить интегральную реальность. Ничто из этой книги не должно восприниматься как истина в последней инстанции. В любом случае вы должны следовать указанию практики, чтобы определить для себя, на самом ли деле является «истиной» то, что кто-то представляет таковой.

Если вы хотите знать, существуют ли на самом деле луны Юпитера, вам необходимо обучиться основным принципам астрономии, а затем посмотреть на Юпитер в телескоп. Точно также, чтобы выяснить, существует ли дзенское состояние сатори, или просветления, на самом деле, вы должны узнать что-то про дзен, а потом медитировать, вглядываясь в природу вашего ума. Вместо некритичной веры или скептического неверия, пост-метафизический подход требует открытого, любознательного отношения. В некотором смысле, пост-метафизика — это выражение научного импульса — то есть эмпирического эксперимента и подтверждения на опыте — но расширенного на все уровни и измерения нашего бытия, а не ограниченный только материальным планом.

Сознавание, забота и присутствие

По своей сути Практика интегральной жизни не ограничивается выполнением конкретных практик. Она представляет собой искреннюю приверженность тому, чтобы быть сознающим, заботливым и присутствующим в каждый момент нашей жизни — и таким образом и дальше углублять сознание, заботу и присутствие. Практикующий ПИЖ естественно стремится к обладанию здоровым телом, ясным умом, открытым сердцем; он привержен достижению высочайших целей. Это будет видно в том, как вы дышите и чувствуете себя каждый момент вашего дня, как вы работаете, как вы обращаетесь со своими любимыми, как вы реагируете на стресс — она затрагивает каждый момент и каждый аспект вашей жизни.

Крайне важно быть по-настоящему сознательным, по-настоящему любить — это означает, что вы видите, чувствуете и пребываете в текущем моменте — и в то же время не поглощены какой-то одной точкой зрения, свободны и гибки для эволюции вместе с самой жизнью.

Практика интегральной жизни парадоксальна. Со временем ваша практика будет последовательно углубляться, как в классических «постепенных путях» (gradual path) некоторых традиций, что может потребовать десятилетий неотрывного внимания. Но с самого начала путь будет прерываться внезапными вспышками состояния пробуждённости и свободы. В этих пиковых переживаниях сознание полностью открывает самоё себя. Истинная природа вещей кажется ясной и очевидной. Но затем вскоре яркость снижается. Если такие пиковые состояния случаются достаточно часто, дух свободного сознания, в конце концов, проникает во все области жизни. Таким образом, универсальный путь — одновременно постепенный и внезапный.

Так же он конкретный и общий. Хотя эта книга выглядит как подробный учебник, ПИЖ — это гораздо больше, чем программа работы над собой. Она предлагает вам понимание самой сути универсального процесса пробуждения к более высоким состояниям и стадиям сознания. Таким образом, что «вы это сможете». Но, естественно, всё начинается с «захотите ли вы».

Свобода, к которой пробуждаются человеческие существа, существует с самого начала. Никогда не существовало этой проблемы, никакой необходимости в трансформации. Парадоксально, трансформация крайне важна и мы очень благодарны за это. В момент реализации наш путь видится тем, чем он был — вместилищем безусловного пробуждения. Мы практикуем во имя добра, истины, красоты и радости жить нашей практикой.

Ваша практика интегральной жизни будет развиваться и углубляться всю оставшуюся жизнь, становясь всё более близкой и реальной. Как практиковать в разочаровании, расстройстве и боли? Как отвечать на нападки окружающих? Что вы будете делать — что вы можете сделать — когда умирает любимый человек? Как вы посмотрите на суровую реальность ваших собственных неминуемых потерь, старения и смерти?
Именно в такие моменты практика особенно важна. Если вы можете осветить свои теневые стороны, если вы можете сбалансировать своё тело необходимым питанием и упражнениями, если вы можете посмотреть на происходящее со множества точек зрения, если ваша нервная система в состоянии справиться с напряжением, если вы можете оставаться открытыми для жизни и истины — все эти факторы будут определять ваш непосредственный опыт, то, насколько вы можете быть присутствующим и любящим, чтобы ни случалось, и сможете ли — и насколько мудро — сделать это поводом для дальнейшего роста.

Однако практика будет с вами не только в тяжёлые моменты — но и в прекрасные тоже. Наша жизнь бесконечно прекрасна и удивительна. Вы влюбились... у вас родился ребёнок... или потрясающая новая идея... вы служите высшей причине (serving a higher cause)... начинаете новый бизнес... путешествуете и погружаетесь в незнакомую культуру... осознаёте природу реальности... создаёте прекрасное произведение искусства или наслаждаетесь им... Мы формируемся всеми этими событиями, вне зависимости от того, насколько они прекрасны.

Свет Духа может быть ослепительным, как биллионы солнц. Красота единственной слезинки может растопить ваше сердце. Истинная любовь может разбить ваше сердце обвал в горах (crumbling mountain).

А потом ваш близкий партнёр говорит что-то, что ранит или злит вас, и вы забываете про всю эту красоту и любовь.

А затем вы вспоминаете её — или открываете вновь. Баланс. Свобода. Счастье. Здравый рассудок. Открытость. Заурядность. И снова. Вот зачем вам практика.

Отрывок «Интегральное питание»

Поскольку теперь вы заставляете ваши мышцы поработать, их надо и кормить соответственно. Один из важнейших аспектов телесной практики — это питание. Пища — это основная потребность как для выживания, так и для психо-эмоционального благополучия, и обычно наше отношение к ней коренится в самой ранней, наиболее примитивной части психики. Также еда является основой социальных ритуалов и наполнена культурными значениями. Но кроме того питание — это очень важная практика для поддержания здоровья; оно оказывает огромный эффект на уровень физического здоровья и энергии. Наша способность практиковать зависит от того, насколько поглощаемые нами продукты, поддерживают наши намерения. Правильное питание (eating wisely) — это практика, оказывающая огромный позитивный эффект на все аспекты нашей жизни.

Мы живём в такой культуре, которая делает очень лёгким неправильное питание, и весьма сложным — правильное. Это может зависеть от эволюционных факторов. На протяжении тысячелетий эволюции люди были охотниками и собирателями. Жизнь на грани выживания помогала нашему здоровью требовать калорий, сахара, соли и жира и склоняла нас к тому, чтобы постоянно что-нибудь жевать! Но сейчас, когда вкусная еда доступна в любом месте, когда её постоянно рекламируют, и мы много раз за день наталкиваемся на эту рекламу, мы страдаем от дегенеративной «болезни королей», которая является следствием того, что мы едим слишком много.

Так же нужно очень серьёзно принять на себя обязательство питаться сознательно, и постоянно поддерживать себя в этом обязательстве. Особенно сложно относиться к питанию дисциплинированно вне рамок жёсткой или сильно ограничивающей диеты.

Таким образом, философия питания ПИЖ очень проста: ни одна диета не подходит всем и каждому. Система питания индивидуальна для каждого и требует знания себя и ответственности за себя. Точные рекомендации весьма индивидуальны, вот почему мы рады дать вам весьма широкие рекомендации и дальше предоставить вам полную свободу выбора того, что лучше всего будет соответствовать вашим нуждам.

Четыре сектора интегрального питания

На то, как мы питаемся, оказывают влияние факторы всех четырёх секторов. Мы покупаем еду по психологическим, биологическим, культурным и социальным соображениям — т. е., представляющим все четыре сектора. По большей части привычки в питании формируются и поддерживаются на протяжении жизни всеми этими факторами, пока не станут автоматическими и бессознательными. Неудивительно, что привычки в питании крайне сложно изменить!

Применение AQAL в питании позволяет отойти на шаг и взглянуть на них таким образом, что вы можете эти автоматизмы заменить сознательной практикой. Добавляя свою перспективу, каждый элемент AQAL проливает дополнительный свет на то, что, как и почему вы едите. Обзор секторов даст вам более целостный взгляд на ваше питание. Он также поможет вам сформулировать общий подход к диете, которая становится не просто избеганием определённых продуктов или следованием за последней модой в диетах. Давайте посмотрим на завтрак, обед и ужин с точки зрения четырёх секторов (рис. 6.3).

Верхнелевый сектор (намерение): ешьте сознательно (mindfully)

Это внутренняя перспектива и она отвечает на вопрос почему мы едим. Что заставляет нас покупать ту еду, которую мы покупаем? Почему у нас образовались те или иные привычки в питании?

Практика сознательного питания воспитывает способность быть в контакте с текущим моментом во время выбора, приготовления и самого процесса съедания пищи и напитков. Процесс еды включает несколько внутренних переживаний — от решения, что есть, до приготовления и накрывания на стол, вдыхания запаха, первой пробы, наслаждения вкусом в процессе жевания, ощущения как через пищевод пища попадает в желудок. Вы также можете заметить, какое влияние та или иная пища оказывает на изменение ваших тонких энергетических состояний. Это означает честное замечание того, какое влияние оказывает на вас разнообразная пища и признание этого ощущения как пища взаимодействует с нашим телом (например, нарушение пищеварения, усталость, повышение уровня жизненной энергии).

Если быть точными, тонкая энергия, содержащаяся в пище, относится к верхнеправому сектору. Тем не менее, именно в процессе воспитания сознательного отношения к еде вы скорее заметите это крайне реальное измерение процесса питания в целом. Свежая, живая пища полна жизненной энергии. Обработанная и рафинированная — содержит её меньше. По мере того, как вы будете развивать все более сознательное отношение к питанию, вы сможете выбирать на основании как плотного, так и тонкого измерения пищи.

Практикуя сознательное питание, вы будете находить удовлетворение не в количестве, а в качестве опыта еды (eating experience). Например, тонкое восприятие заметит снижающуюся интенсивность вкуса (технически это называется «пресыщение определённым вкусом» (taste specific satiety)). Наши вкусовые сосочки похожи на химические сенсоры, которые быстро устают, поэтому переживания от первого кусочка какой-либо пищи будут гораздо более насыщенными и приятными, чем от последнего. (Именно поэтому бесплатные пробники так хорошо работают!) В конце обильного приёма пищи интенсивность наших вкусовых ощущений значительно снижается. Проверьте сами. Во время практики сознательного питания меньшее количество еды может доставить вам больше удовольствия.

Нижнелевый сектор (культура): ешьте со значением (eat meaningfully)

«Мы» питания включает общие смыслы относительно еды. Культура определяет ваш выбор. Культурная история и предпочтения одобряют одни виды пищи в противовес другим, и присваивают ярлыки принадлежности к определённой группе людям в зависимости от того, что они едят (например, «он ест традиционные картошку с мясом», «как американский яблочный пирог», «хиппи ест мюсли»). Практика интегрального питания включает и понимание того, как различные культуры коллективно интерпретируют пищу и относятся к ней.

Сообщества едоков разделяют определённые значения и мировоззрение, которое эволюционирует — от традиционных религиозных празднеств до еды, которая определяет принадлежность к определенной нации, до космополитизма. Каждое культурное мировоззрение имеет собственные понятия о питании — свой собственный пищевой дискурс. Что «мы» считаем правильным питанием? Когда вы питаетесь со значением, вы сознательно выбираете еду в соответствии с мировоззрением, системой ценностей и этикой вашего сообщества. Перед тем, как купить и съесть что-то, вслушайтесь в себя: насколько вы соответствуете компании, которая произвела этот продукт, магазину, который его продаёт, повару, который приготовил блюдо. Обратите внимание на то, с кем вы едите! Ужин с семьей, друзьями, коллегами, или любимым — один из наиболее приятных и привычных способов создания значимого культурного пространства «Мы». Мы преломили хлеб (We break bread together). Вы можете сделать это сознательно и радостно.

Верхнеправый сектор (поведение): питайтесь правильно

Этот сектор задаёт вопрос: что вы делаете? — или, в контексте питания — что вы едите или пьёте? Ваше здоровое питание полностью зависит от вашего поведения — от того, что вы на самом деле помещаете в ваше физическое тело. Чаще всего это очень индивидуально, в зависимости от ваших собственных наблюдений, осознанности относительно питания (food awareness), понимания себя, проб и ошибок, и внимания к телу.

Наука о питании невероятно сложна, в ней имеется множество направлений, которые часто друг другу противоречат. Здесь мы не сможем осветить все её грани; труд по интегральному питанию ещё ждёт своего писателя. Тем не менее, мы можем очертить широкое поле. Практика интегрального питания опирается на множество научно одобренных подходов, которые настаивают на соблюдении пропорций белков, жиров и углеводов. Она обращает внимание на то, как много вы едите, и когда. Она также может обратить ваше внимание на сочетаемость продуктов.
Она также признает диетические критерии. Множество людей прекрасно себя чувствуют и без устали пропагандируют свежую, цельную пищу в противовес рафинированным, обработанным или синтетическим продуктам. Некоторым прекрасно подходит веганская, вегетарианская или богатая мясом «палео» диета. Существует большое количество философских подходов, одни из которых подчёркивают влияние витаминов, трав, антиоксидантов, энзимов, супер-продуктов или аминокислот. Ни одна диета не подходит всем и каждому. Часто необходимо лично попробовать тот или иной подход, потому что мы должны принимать во внимание нашу уникальную физиологию и метаболизм.

Вот несколько принципов, относительно которых согласны все:
— Снижайте количество плохих жиров (в особенности транс-жиров)
— Снижайте количество простых углеводов
— Снижайте количество низкокачественной обработанной пищи и фаст-фуда.
— Обращайте внимание на объём порции.
— Снижайте количество перекусов (если только вы не сознательно выбрали режим питания частыми малыми порциями для того, чтобы отрегулировать уровень инсулина)
— Пейте достаточное количество воды

Практика питания имеет в виду сознательное питание, обучение на собственном опыте и эксперименты время от времени. Также она включает в себя изменение нашего отношения к еде, смягчая окружающие её в современном мире неврозы. Иногда правильно съесть этот кусок шоколадного торта, и мы должны позволить себе по-настоящему насладиться им. А иногда нам надо быть более дисциплинированными. Ключевым фактором здесь является баланс — и не только для сохранения физического здоровья. Поскольку еда очень сильно влияет на эмоции, питание даёт нам возможность повышать свой эмоциональный интеллект и самосознавание. Питание — это одна из основных областей изучения и практики всей жизни.

Совет: ведите дневник питания

Сложно изменить привычки питания, пока вы о них не знаете. Ведение ежедневного дневника питания послужит полезной практикой наблюдения вашего потребительского поведения. Объективно наблюдая и записывая всю еду, напитки и добавки, которые вы употребляете в течение дня, вы сможете понять, что на самом деле происходит.

Записывая, что вы едите, вы сможете немедленно осознать свои пищевые привычки. Зная, что, когда и в каких количествах вы едите, вы сможете более сознательно подбирать питание для себя.

Нижнеправый сектор (системы): ешьте экологично (eat sustainably)

Предоставляя нам материал для строительства нашего физического тела, пища служит прямым связующим звеном между человеческим организмом и его естественной средой обитания. Перспектива «Оно» на питание рассматривает естественные и созданные человеком системы, поддерживающие длинное путешествие еды из земли на вашу тарелку. У каждого вида пищи и напитков, которые вы потребляете, имеется своя тайная история, ненаписанная хроника ресурсов, материалов и влияний, которые на неё оказали, пока она добралась до вас.
Какова тайная история еды и напитков, которые вы обычно употребляете? Где они были произведены? Как? Как их доставили к вам? Необходимо подумать о географии (это местные растения, или нет), методах производства или выращивания (такие как органическое земледелие или применение пестицидов, натуральные это продукты или генетически модифицированные), влиянии на окружающую среду, экономических факторах (например, справедливая и свободная торговля), законах (как, например, способ упаковки (packaging disclosure), правила проверки), технологии, организационной структуре компании-производителя, системе транспортировки, условиях (как например, свободный выгул или цыплята в клетке) и так далее.

Каждый раз, когда вы покупаете и употребляете тот или иной пищевой продукт — или, по большому счёту, любой продукт — вы неявным образом поддерживаете его тайную историю. Начиная осознавать, какие системы вы поддерживаете каждым платежом со своей кредитной карты, вы можете принимать более сознательные и обоснованные решения относительно своего питания, принимая во внимание взаимосвязанные волны, посылаемые каждой покупкой еды.

Кроме тайной истории и систем, к которым причастна ваша еда, внимание, которое вы уделяете обстановке, в которой вы едите, тоже может стать важной практикой. Быстро проглотить что-нибудь из фаст-фуда, стоя в пробке, и поужинать при свечах со своим любимым — немного разные вещи, да? Сравните еду перед телевизором, ужин с интересным гостем и созерцательную еду в медитативном уединении. В каждой из этих ситуаций происходит уникальный энергетический обмен между едой, человеком и окружающей средой. То, где вы едите, в значительной мере влияет на ваш опыт питания.

Мы не имеем в виду, что одна ситуация более правильная, чем другая; скорее, что каждая из них оказывает различное влияние на вас. Когда вы начинаете понимать, что разная обстановка оказывает разное влияние степень и качество удовольствия от приёма пищи, пищеварение, настроение и тому подобное, вы можете более сознательно выбирать, где и когда вы бы хотели поесть. Теперь, когда мы поупражняли и накормили наше плотное физическое тело, давайте займёмся тонким.