|
По мнению Кена Уилбера образование — возможно, самая важная сфера применения интегрального подхода сегодня. Очевидно, что для воспитания детей нам необходимо выбрать самые высокие ценности из доступных сегодня — интегральные. То есть те ценности, которые предлагают учитывать право каждого человека быть на своем уровне развития и призывают его уважать аналогичное право окружающих людей.
Используя интегральный подход, мы можем предложить подрастающим поколениям действительно сострадательную и эффективную систему воспитания и развития в виде интегрально-информированного образования, которое учитывает:
— не только личность ребенка или студента, но и личность преподавателя, поле группы, обстановку класса и множество всех других перспектив;
— эгоцентрические, этноцентрические и мироцентрические стадии развития, здоровые и нездоровые способы их осваивать. Стадии развития ценностей и соответствующие им способы организации учебного процесса.
— когнитивную, межличностную, телесную, моральную и др. линии развития учеников и преподавателей (!), линии развития социальных образовательных систем;
— практику состояний грубой, тонкой и причинной реальностей, осознанность эмоциональных состояний у учителя (например, гнева или потоковых состояний), состояния группового поля в классе или аудитории, в школе или на факультете.
— различные типы передачи и восприятия информации, типы нервных систем, типы организации школьного или студенческого пространства.
КвадрантыКвадранты позволяют распознать 4 несводимых друг к другу измерения образовательного процесса: Согласно теории интегрального образования, в каждом из 4 квадрантов существует по крайней мере 3 уровня сложности (их с большой натяжкой можно соотнести с уровнями тела, ума, духа). Все эти двенадцать точек являются ключевыми — они рассматриваются и как естественные цели образования (например, быть этичным, критически мыслить, все проверять на практике), и как способы познания (соответственно, в культурном аспекте, через внутренний опыт и через эксперимент). И будучи преподавателем или студентом, вы можете спросить: «Каким образом мой курс поддерживает ______________?» (впишите любой из двенадцати способов познания). Естественно, определенные ситуации или предметы требуют большего участия одних элементов по сравнению с другими. Тем не менее, каждый педагог или студент может быстро оценить интегральную ценность того или иного курса, посмотрев его на предмет того, что было недооценено или, наоборот, чего в данном курсе слишком много. Таким образом, интегральное понимание может дать быстрый и ясный способ определения, что необходимо добавить или где не хватает глубины. УровниВо всех четырех секторах происходит рост и развитие. Уровень развития сознания учеников и учителей, уровень культуры в школе, уровень развития системы образования — это не статичные закрепленные ступени лестницы. Это подвижные и текучие волны развития. Есть несколько теорий развития, для маркирования того или иного уровня используется цвет. Например, преподаватель в понимании множественных перспектив может быть бирюзово-интегральным, при этом жить в маленьком городке с традиционной янтарной культурой и преподавать в современной оранжевой школьной системе (в ней преобладают лекционные занятия, проведение тестов и др.). Ценность распознавания уровня развития в каждом из квадрантов очевидна. Для интегрального педагога крайне важно постоянно спрашивать себя, как вести преподавание таким образом, чтобы трансформационный процесс вел студентов по направлению к постконвенциональным уровням развития — уровням, на которых ученик начинает, например, собирать свою собственную глубокую систему ценностей, а не взаимодействовать с нагнетаемыми внешними ценностями. Какой стиль преподавания вообще возможен в школьной системе данного уровня развития? Как не только максимально эффективно, но и экологично транслировать интегральный подход в школьной культуре того или иного уровня развития? ЛинииВ основе аспекта линий лежит представление о множественности способностей, интеллектов, или линий развития. В каждом квадранте существуют линии развития, в контексте же интегрального образования необходимо учитывать четыре, относящиеся к верхнелевому: Развивая эти четыре способности, мы различными способами обеспечиваем дальнейший интегративный процесс между естественными компонентами нашей внутренней системы. Другие важные линии, которые могут быть включены в образовательный процесс, это межличностная, духовная, психосексуальная и самоидентификационная. СостоянияВ рамках образовательного процесса его участники могут переживать различные состояния: радость, скука, замешательство, боль, присутствие, ясность, голод, инсайт, открытость и т. д. Важно осознавать ту роль, которую они играют в классе и за его пределами, и включать и работать с основными телами, которые соответствуют переживанию тех или иных состояний — грубому, тонкому и каузальному. ТипыРазные люди учатся по разному в зависимости от типа познания(например, по Майерсу-Бриггсу), пола (мужской, женский), предпочитаемого канала получения информации (аудиалы, визуалы, кинестетики) и др. При интегральном подходе учитывается типология в каждом квадранте, что позволяет педагогам значительно лучше учитывать сильные и слабые стороны в каждом из них, быть более эффективными в классе при помощи хорошо разработанной действительности и точнее реагировать на студентов и их нужды. |
Характеристики образовательных систем в соотвествии с уровнем ценностейЭти характеристики лишь частично основаны на исследованиях. Организации часто содержат в себе признаки нескольких ценностных уровней, так как состоят из множества индивидуумов, уровни развития которых также представляют собой спектр, а не дискретное значение.
Шон Эсбьёрн-Харгенс
Мириам Мейсон Мартино |
1. Лучшие аспекты как конвенциональных, так и альтернативных подходов к образованию могут быть интегрированы в более полное, широкое, глубокое и дающее больше возможностей для трансформации образовательное пространство, которое интегрально в своей учебной программе, педагогике, оценке, и методах исследования. Модель AQAL — это полезная и целостная система для выполнения этой задачи.
2. Преподаватель, студент и классная комната могут включаться в трансформационный и трансляционный процесс посредством различных практик осознавания, взаимодействия и организации. Очень важно, чтобы преподаватель постоянно занимался трансформирующими и интегрирующими практиками, такими как медитация и работа с тенью, чтобы лучше усвоить пострациональные модусы бытия и познания.
3. У образовательного пространства есть четыре несводимые друг к другу измерения, каждое из которых одинаково важно и должно включаться в учебный процесс разнообразными способами; субъективный опыт, объективное поведение, интерсубъективная культура и интеробъективные системы.
4. У каждого из четырех измерений имеется своя глубина и уровни сложности, которые развиваются со временем. Это развитие можно ускорить. Точнее, интегральные преподаватели должны постоянно отслеживать, насколько их материал и форма его подачи соответствуют уровню развития студентов, чтобы не заставлять их прыгать выше головы.
5. Крайне важно уделять внимание развитию разных линий у преподавателей также, как и у студентов. Это включает в себя понимание сложных взаимосвязей между принятием различных точек зрения (когнитивная линия), взаимодействием между людьми (межличностная линия), и совершение мироцентрических этичных действий (моральная линия).
6. Преподаватели должны уметь распознавать различные естественные и измененные состояния сознания, через которые проходят как они сами, так и их студенты во время различной деятельности в классе, и работать с такими состояниями. Чем лучше может преподаватель поддержать своих студентов по мере прохождения ими различных плотных, тонких, каузальных и свидетельствующих состояний, тем более гибкими будут они в своих собственных состояниях.
7. Так как существует большое количество типов и измерений обучения, педагог должен знать о разных типологиях, чтобы предоставить своим студентам наиболее полно соответствующее их нуждам и наиболее эффективное образовательное пространство. Основные типологические категории включают в себя: пять чувств, пол, тип личности, предпочитаемый нарративный стиль (то есть от первого, второго или третьего лица).